Моя педагогическая философия
Каждый человек начинает свою жизнь с мечты. Но от мечты до поступка – выбора - большой путь, идя по которому надо уметь выбрать главное. Я сделала свой выбор. Я – учитель! Нет на свете профессии более важной, более радостной и более нужной людям, чем наша – учительская.
Так что же я считаю для себя главным в своей профессии? Что значит для меня, быть учителем?
В моем представлении учитель - это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек, друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник (тьютор). Не человек, дающий готовые истины, а сопровождающий в поиске истины. Этот поиск должен быть присущ как молодому, так и опытному учителю. «Если учиться в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны. Учитель и ученик растут вместе», - говорит древневосточная мудрость.
От веры учителя в возможности каждого своего ученика, от его настойчивости, терпения, умения во время прийти на помощь зависят успехи его учеников, их будущее. Необходимо не только понять, но и развивать скрытые таланты каждого ученика, чтобы в будущем он сделал верный выбор, нашел свое призвание. Наши дети должны быть всегда готовы к жизни – это наша главная задача. Я хотела бы процитировать слова Гете: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый миг идет за них на бой». К этому должны подготовить их мы.
В моем представлении, 21 век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому основой всей моей педагогической деятельности стала необходимость в постоянном самосовершенствовании. «Если не можешь совершенствоваться сам, то как ты сможешь совершенствовать других людей?», - спрашивал китайский философ Конфуций. Только хорошо образованный педагог может повести ученика в мир прекрасного, только увлеченный учитель может заинтересовать детей своим делом. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно привить детям умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в будущем. На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции.
Все вышесказанное меня заставило искать эффективные средства активизации образовательного процесса, творчески подходить к выбору и расположению материала, поиску новых методов работы. Пытаясь как можно продуктивнее использовать время урока, я стараюсь сделать их не только познавательными, но и творческими, разнообразить задания, применять различные формы и новые технологии. Необходимо формировать и навык учебного труда, и старательность в учебной работе. А чтобы развить старательность, необходимо сформировать интерес. Для этого я стараюсь вовлекать каждого ученика в учебный процесс, создавая условия для успеха, движения вперёд. Скуке и праздности на уроках нет места.
Урок английского языка в школе, пожалуй, один из самых сложных и самых интересных. Мы учимся думать, объясняться на другом языке, обсуждаем самые разные вопросы, спорим, высказываем свою точку зрения, знакомимся с традициями, обычаями, менталитетом представителей страны изучаемого языка. Я, как учитель, стремлюсь к тому, чтобы мои ученики не только хорошо знали правила грамматики английского языка, обладали богатым словарным запасом, понимали иноязычную речь, но и испытывали радость от процесса учения, познания, общения со мной, с одноклассниками.
В работе, естественно, приходится мне сталкиваться с тем, что кто-то сильнее, способнее, кто-то наоборот. Я добиваюсь того, чтобы при этом никто не почувствовал себя ущемленным, но вместе с тем, стремлюсь поставить дело так, чтобы у тех, кто пока чуть слабее, был стимул и возможность догнать тех, кто ушёл вперёд. Я стараюсь найти со всеми общий язык, предлагаю самые разнообразные творческие задания. Оставаясь с учениками один на один в классе, ты понимаешь, сколько еще необходимо найти, прочитать, проанализировать. И начинается мучительный бесконечный поиск. Иногда изюминки, тонкости, придумки приходят в голову на уроке как будто из ниоткуда. Но ты то знаешь, чего стоит даже один удачный урок…
Учитель – это призвание, это состояние души, это - огромная, важная часть жизни. Любовь и Доброта – эти нравственные ценности сопровождают меня в моём пути, помогая зажечь в сердцах детей огоньки Веры и Любви, Милосердия и Сострадания. Но, чтобы «зажечь» - я «горю» сама, люблю то, что преподаю, оцениваю талантливую работу детей, радуюсь их успехам и каждому мгновению жизни, не переставая удивляться, радоваться, сопереживать. Тогда и мои воспитанники вырастут увлекающимися, неравнодушными. Думаю, профессионализм и гениальность учителя заключаются в его учащихся, в их успешности, качестве знаний и умении применить эти знания, а также и в том, как пойдут они по жизни, насколько человечными, добрыми, отзывчивыми будут их мысли и деяния.